Игру с забавным названием «щёлк» (в английском оригинале — chomp) придумал математик Д. Гейл (который также является автором игры бридж-ит). Игра требует доски и фишек, но правила позволяют с лёгкостью перенести её на бумагу в клеточку.
Правила игры
- Играют в «щёлк» двое на бумаге в клетку, на которой предварительно очерчено игровое поле (например, 3×4 клетки).
- Ход заключается в том, что игрок выбирает одну свободную клетку и «откусывает» все клетки, стоящие не ниже и не левее выбранной, очерчивая «откушенные» клетки двумя линиями:
Это как если бы два игрока, имеющие прямоугольные челюсти (звук которых и имитирует название игры), по очереди откусывали куски прямоугольной формы от плитки шоколада, начиная непременно с правого верхнего угла.
- Разумеется, заново «откусывать» уже «откушенные» клетки нельзя.
- Проигрывает тот игрок, который вынужден «откусить» левую нижнюю клетку игрового поля.
Пример игры
Рассмотрим в качестве примера игры в «щёлк» следующую партию на поле 4×5 клеток. Для наглядности ходы первого игрока обозначены синим цветом, а второго — красным.
Второй игрок допустил ошибку на четвёртом ходу, и победа синих оставалась делом техники — надо было просто свести игровую ситуацию к симметричному «уголку» и затем симметрично повторять все ходы оппонента.
Дисбаланс
В случае квадратного игрового поля первый игрок легко добивается победы способом, аналогичным приведённому в примере выше. Также первый игрок имеет простую выигрышную стратегию для игрового поля размером 2×n клеток (попробуйте найти её самостоятельно). Для других размеров поля выигрышные стратегии неизвестны.