Crosscram

Crosscram (также известная под названием Domineering) — настольная игра с костяшками домино, родственная игре cram и отличающаяся от неё всего лишь одним пунктом правил. Как и cram, она была описана Мартином Гарднером в его колонке в Scientific American. Правила позволяют с лёгкостью перенести её на бумагу в клетку.

Правила игры

  1. Играют в crosscram двое на бумаге в клетку, на которой предварительно очерчено прямоугольное или квадратное поле (например, 6×6 или 8×8).
  2. Игроки ходят по очереди. Своим ходом игрок зачёркивает две стоящие рядом клетки (как бы накрывает их костяшкой домино). При этом первый игрок может зачёркивать только клетки, расположенные вертикально, а второй — только расположенные горизонтально.
  3. Проигрывает тот игрок, который не может сделать очередной ход.

Как видно, отличие от правил игры cram заключается только в том, что игроки зачёркивают клетки в разных направлениях. Эта маленькая деталь, тем не менее, приводит к абсолютно другой игровой тактике.

Пример игры

Рассмотрим в качестве примера партию в crosscram на доске 5×7. Для наглядности ходы первого игрока отмечены синим цветом, второго — красным.

Самая простая стратегия в crosscram, которая сразу приходит в голову, — это ходить с отступом в одну клетку от границ поля и уже зачёркнутых клеток, пытаясь оставить себе «на чёрный день» свободные клетки, которые в принципе не сможет занять противник. Следуя это нехитрой стратегии, синие добились победы: после 13-го хода красным уже некуда ходить, в то время как у синих в запасе есть ещё один ход.