Игра «пять в ряд» — это естественное развитие обычных «крестиков-ноликов». Играют по-прежнему двое, на клетчатой бумаге, по-очереди ставя крестики и нолики в клетки игрового поля (крестики начинают). Отличий всего два:
- Игровое поле теперь «бесконечное», то есть ограниченное только размерами листа бумаги (а не 3×3, как в обычных «крестиках-ноликах»);
- Для победы нужно выстроить ряд из пяти крестиков или ноликов по горизонтали, вертикали или диагонали (а не три, как в обычных «крестиках-ноликах»).
Обычно договариваются также, что ряд из шести (или большего количества) крестиков или ноликов также обеспечивает победу своему игроку.
Зачем вообще нужно было как-то развивать обычные «крестики-нолики»? Дело в том, что при правильной игре обеих сторон партия в них всегда заканчивается вничью. В игре же «пять в ряд» такое практически исключено!
Пример игры
Рассмотрим в качестве примера следующую партию:
Крестики с самого начала атаковали и добились победы на 23-м ходу, выстроив ряд из пяти крестиков по диагонали (а перед этим соорудив фатальную для ноликов «вилку» 3×3).
Дисбаланс
Вообще говоря, победа крестиков в приведённом выше примере не случайна. Не так давно формально было доказано (а по опыту об этом знали и раньше), что в игре «пять в ряд» (или традиционной китайской игре «гомоку», если речь идёт об игре фишками или камнями на доске) начинающий игрок имеет неоспоримое преимущество и при правильной игре всегда может добиться победы. Для выравнивания игрового баланса были введены определённые ограничения и регламенты, что вылилось в создание сложного свода правил, который используется в современном спортивном варианте этой древней игры под названием «рэндзю». (Подробности читайте в «Википедии».)
То, что доставляет головную боль профессиональным игрокам, семейному развлечению идёт только на пользу. Вы можете использовать номинальное преимущество крестиков для выравнивания шансов на победу: доверьте своему ребёнку право всегда ходить первым. Конечно, до тех пор, пока он не начнёт систематически вас обыгрывать.